Умом Россию не понять?

Умом Россию не понять?

Не бывает плохих народов. Нет ни одного плохого народа. Бывают одурманенные властью правители и их бесчеловечные идеологии. 

Каждый несет ответственность индивидуально и должен быть судим лишь по делам его. 

Возьмем, к примеру, Афанасия. Яростный скрепоносец, носитель русской культуры, он верит в исключительность русского народа и его особый путь, отраженный в бесконечных мытарствах, где царь и его холопы ведут непрерывную борьбу с загнивающим Западом, отстаивая истинные человеческие ценности. Афанасий давно пребывает в плену абсурдных иллюзий и нелепых фантазий, сконструированных в Кремле. Как и многие другие россияне, он считает себя хорошим человеком. При этом, он не чурается выражать свою преданность государю и безоговорочно поддерживает войну, устроенную спасителем России и человечества. Его мозг, как одноканальный радиоприемник, настроен на получение и всасывание исключительно пропагандонских фантасмагорий о сакральном предназначении русского народа. 

А вот Иван. Набожный скрепоносец, без устали бранящий Запад и воспевающий несокрушимую, по его глубокой убежденности, российскую армию во главе с ее верховным главнокомандующим. Воевать он никогда бы не отважился, но разглядывать, с низменным упоением, причиненные Мариуполю разрушения его долг и величайшее наслаждение. Иван ведь из той широкой массы людей, которые никогда в России не жили хорошо. И для него отрада одна — знать, что кому-то еще хуже. Ему наплевать и на Украину, и на Донбасс, да он и никогда там не был, что в общем-то не мешает ему оставлять шаблонные комментарии “где вы были 8 лет” под каждой публикацией о войне. В его понимании украинцы — малороссы, которые когда-то были частью огромной коммунистической империи и всегда занимали в ней некое низменное, по отношению к русским, положение. Малороссы, что посмели не только отделиться от великой России, но и избрать себе отличную от братского народа (по утверждению гегемона) судьбу, нацелившись занять место в ЕС и примкнуть к вражескому НАТО. Так Иван, завидуя свободе украинцев, истерично и безостановочно декламирует своим односельчанам притчу о вероломстве и предательстве искусственно созданного товарищем Лениным народа, вздумавшего отказаться от страданий и продаться Западу, в погоне за лучшей жизнью, которая, как известно, незамедлительно развращает. Как и многие, Иван считает, что задача России — поставить зарвавшегося бандеровца на место. Ведь у таких, как он, новость о том, что у соседа сдохла корова вызывает неимоверный экстаз. 

Есть еще Прокофия, из касты безразличных. Это те, кто, чтобы они не говорили, равнодушны ко всему; те, кто обнаружив в доме напротив пожар, пойдут дальше смотреть телевизор. Безразличные всегда проходят мимо нуждающихся в помощи. Так и Прокофия, предпочитает не вмешиваться, считая это добродетелью. Она печется только о себе и ее совершенно не волнует то, что находится за внешними пределами врат ее квартиры. Какое ей дело вообще до судьбы какого-то народа, какой-то страны, если ее все устраивает — и разбитые дороги, и ободранные дома, и грязный подъезд, и мяукающий из открытого люка котенок. 

Все чаще мы слышим о массовом гипнозе и жертвах пропаганды, о совершенно не способных критически мыслить идиотах, которые попадают под каскад доступной информации и избирательно потребляют лишь то, что соответствует их убеждениям. 

Конечно, мы все подвержены когнитивным ошибкам. Но, это лишь очередная рационализация, которой никого не оправдать. 

В нацистской Германии тоже действовала пропаганда, куда более изощренная и качественная. Кому не понравится идея быть сверхчеловеком? И все же, находились те, кто понимал, что угнетение других народов и завоевание чужих земель едва ли приблизит кого-то к совершенству. Что не насилие и война создают сверхчеловека, а любовь, дружба, милосердие. Что не эксплуатация, а сотрудничество ведет к процветанию. Эти люди не поддерживали Гитлера и его одержимость, они спасали евреев, помогали Союзникам, бежали или погибали, чтобы не становиться соучастниками омерзительных преступлений Третьего Рейха. А ведь тогда не было ни интернета, ни таких способов коммуникации как есть сейчас, ни такого доступа к источникам информации. Но этого и не требовалось тем, кто руководствовался принципами справедливости, гуманизма, нравственности. 

Такие люди, безусловно, в России тоже есть. 

И как говаривал Эдмунд Берк — единственное, что нужно для триумфа зла, это чтобы хорошие люди ничего не делали.

Комментарии