Отчет Европейской комиссии об инновационной деятельности 2019

Ежегодный отчет Европейской комиссии об инновационной деятельности (EIS) дает сравнительную оценку результатов исследований инноваций в государствах-членах ЕС и отдельных третьих странах, а также относительно сильных и слабых сторон их систем. Это помогает странам оценить области, в которых им необходимо сконцентрировать свои усилия для повышения эффективности своих инноваций.

*выдержки переведенные с английского языка

ЕС обогнал США, но в тоже время он уступает позиции Японии и Южной Корее

Глобально, ЕС продолжает отставать от Южной Кореи, Канады, Австралии и Японии, но, по сравнению с прошлым годом, он обогнал Соединенные Штаты (Рисунок 1). 

Ожидается, что отставание от Японии и Южной Кореи в ближайшие годы еще больше возрастет. ЕС, однако, улучшил свои позиции относительно Австралии, Канады и США. 

Китайские темпы роста инновационной деятельности выросли в два раза. 

Позиции ЕС остаются значительно выше, чем показатели Бразилии, Индии, России и Южной Африки.




Эффективность инноваций улучшилась почти для всех стран-членов ЕС

В среднем, эффективность инноваций в ЕС улучшилась на 8,8 % с 2011 года, в частности, благодаря значительному росту по следующим показателям: выпускники с докторской степенью, международные научные совместные публикации и распространение широкополосной (высокоскоростной) связи. 

С 2011 года показатели эффективности инноваций увеличились в 25 странах ЕС и снизилась в трех. Показатели выросли больше всего в Литве, Греции, Латвии, Мальте, Великобритании, Эстонии и Нидерландах, а больше всего снизились в Румынии и Словении. Процесс конвергенции (когда страны с низкими показателями растут быстрее, чем страны с более высокими показателями) в ЕС ускорился в 2018 году.

Государства-члены ЕС классифицируются по четырем группам на основе их средних показателей эффективности

Основываясь на своих средних показателях эффективности, рассчитанных по сводному показателю (сводному индексу инноваций), государства-члены ЕС делятся на четыре группы эффективности (рисунок 2).

Дания, Финляндия, Нидерланды и Швеция являются лидерами инноваций с показателями значительно превышающими средний по ЕС. 

Австрия, Бельгия, Эстония, Франция, Германия, Ирландия, Люксембург и Великобритания являются устойчивыми инноваторами с показателями выше или близкими к средним по ЕС. 

Показатели Хорватии, Кипра, Чехии, Греции, Венгрии, Италии, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Португалии, Словакии, Словении и Испании ниже среднего по ЕС. Эти страны являются умеренными инноваторами. 

Болгария и Румыния являются сдержанными инноваторами, показатели которых значительно ниже, чем в среднем по ЕС. 

В этом году Эстония (ранее умеренный инноватор) присоединилась к группе устойчивых инноваторов. Люксембург и Великобритания (обе страны ранее являлись лидерами инноваций) попадают в группу устойчивых инноваторов, а Словения (ранее устойчивый инноватор) переходит в группу умеренных инноваторов.



Эффективность инноваций измеряется по 27 показателям

Система измерения EIS охватывает в общей сложности 27 различных показателей по четырем категориям. 

Базовые условия отражают факторы инновационной эффективности, внешние для компаний, по трем аспектам: человеческие ресурсы, привлекательность исследовательской системы, а также благоприятную для инноваций среду

Инвестиции охватывают государственные и частные инвестиции в исследования и инновации, поддержку и финансирование компаний.

Инновационная деятельность представляет собой инновационные усилия на уровне компании, сгруппированные по трем направлениям: инноваторы, связи и интеллектуальные активы

Влияния означают воздействие инновационной деятельности компаний по двум направлениях: воздействие на занятость и влияние на продажи

С 2011 года прогресс был наиболее значительным по следующим показателям: 
  • благоприятная среда для инноваций  (особенно расширение широкополосной связи), 
  • человеческие ресурсы (особенно выпускники докторантуры), 
  • инвестиции в компании (особенно предприятия, предоставляющие обучение в области информационно-коммуникационных технологий),
  • привлекательность системы для исследований (особенно международные совместные публикации). 

Также обнадеживает тот факт, что расходы на венчурный капитал значительно возросли. В противоположность, государственные расходы на научно-исследовательскую деятельность от доли ВВП остаются ниже уровня 2011 года.

Ссылки на документы:

Комментарии